Роман Храпачевский (khrapachevsky) wrote,
Роман Храпачевский
khrapachevsky

Categories:

Своя своих не познаша

Еще когда просматривал текст Яо Суя про Ли Чжэнь-сяня и Ли Чжун-цзе, то почувствовал, что общая канва событий очень похожа на то, что написано в жизнеописании тангута Шири-гамбу в цз. 122 "Юань ши". Но смущало, что в этом жизнеописании о нем прямо сказано - "тангут, из рода Шири", а фамилия "Ли" там не упоминается вообще. В свою очередь в тексте Яо Суя нигде не говорится о тангутах и о "роде Шири". Это и ввело в заблуждение. Но теперь, внимательно изучив весь текст (не только его содержательную часть, но и вводную, этикетную часть, а также рифмованное, написанное вычурным стилем, послесловие), стало понятно - Ли Чжэнь-сянь это и есть Шири-гамбу, а его сын Ли Чжун-цзе - это Айру, его сын по цз. 122 "Юань ши". Это подтверждается не только совпадением основных событий, приведенных в обоих текстах, но и совпадающими датами смерти отца и сына (также совпадает длительность жизни отца - в обоих текстах говорится, что он прожил 68 лет). Кроме того, там упоминается о фамилии Ли и говорится, что она совпадает с наименованием рода правителей того государства, где Ли Чжэнь-сянь исходно был сановником. Это государство у Яо Суя названо просто Ся (夏), что наряду с отсутствием выделения собственных имен и топонимов в издании 全元文, также вносило неуверенность в отождествлении его с тангутским государством Си Ся (西夏). Но зато известно, что государи Си Ся действительно носили фамилию Ли (李), которую им пожаловали танские императоры.
Но самое интересное, что похоже и авторы "Юань ши" не отождествили Ли Чжэнь-сяня и Ли Чжун-цзе с Шири-гамбу и Айру - например, они не указали длительность жизни Айру (Яо Суй же написал, что Ли Чжун-цзе прожил 62 года), не привели многие другие важные подробности их жизни, не говоря уже про отличающиеся друг от друга в обоих текстах системах транскрипций некитайских имен и топонимов (впрочем тут возможно поработала литературная инквизиция цинского Цяньлуна).
Это показывает, что авторы "Юань ши" при написании биографий Шири-гамбу и Айру использовали иной круг источников и не привлекали текст Яо Суя, что тоже весьма важный факт. Т.о. фактически мы теперь имеем два независимых источника, описывающих события похода в "Западный край" в 1235 - 1242 гг.
Tags: букинистика, востоковедение, книги, монголы, орда, синология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments