Роман Храпачевский (khrapachevsky) wrote,
Роман Храпачевский
khrapachevsky

Category:

Иногда хорошо быть тормозом

Прочел статью Т. Оллсена (T. Allsen) "Прелюдия к западным походам: монгольские военные операции в Волго-Уральском регионе в 1217-1237 гг." - ее русский перевод (он сделан безвременно ушедшим В.П. Костюковым) напечатан в сборнике "Степи Европы в средневековье, т.6" (Институт археологии НАНУ - Донецкий национальный университет, Донецк 2008). Хотя сама статья вышла в 1983 г., мне она была недоступна, а донецкий сборник тоже попался недавно, так что прочел ее с большим опозданием. Но как ни странно, это даже к лучшему - к ряду выводов Оллсена я пришел самостоятельно (на основании тех же источников, что он использовал), зато при этом не сделал его главной ошибки (более мелкие ошибки не суть важны). Она заключается в классическом случае, когда удачная - по мнению исследователя - догадка целиком его захватывает и затем им тиражируется везде как уже принятый факт. Так и с Оллсеном - он посчитал, что орда кипчаков, которая пришла в Волго-Уральское междуречье в 11 в. из Монголии называлась ольбер(-лыг)-кипчак. Такое важнейшее заключение сделано им всего лишь на основании того, что в жизнеописании Тутука (о нем я уже писал в своем ЖЖ - http://khrapachevsky.livejournal.com/5391.html) говорится, что конечным местом переселения предков Тутука были "горы Юй-ли-бо-ли" (玉里伯里山). Очень соблазнительно, конечно, было посчитать, что это транскрипция для "ольберлик", тем более, что племя кипчаков олбурлик прославлено его вожаком Бачманом (по сведениями Рашид ад-Дина). Такое совпадение было очень соблазнительным и Оллсен не устоял - раз приняв, что пришельцы из Монголии откинули свое исходное наименование и почему-то приняли новое - по местному названию гор - имя, далее Оллсен везде уже называет орду Тутука как ольберлик и строит на этом все остальные конструкции.
Увы и ах - такое предположение не выдерживает критики ни по линии исследования китайской транскрипции "гор Юй-ли-бо-ли", ни по линии исследования способов принятия нового имени ответвлением рода, который основал свою орду.
По первому пункту - невозможно надежно показать, как иероглифами 玉里伯里  юй-ли-бо-ли можно транскрибировать название рода "олбурлик", которое транскрибируется в другом месте "Юань ши", в жизнеописании Мэнгусара, совсем другими знаками - 穩兒別里欽察 вэнь-эр-бе-ли циньча (欽察  циньча - это стандартная кит. транскрипция 13-14 вв. для этнонима "кипчак"), причем во отличие от гипотетических "олберлик" племени Тутуки, они надежно идентифицируются как "кипчаки-олбурлик", с которыми сражался Мэнгусар под командованием Мэнгу-каана (Мэнгу-каан как раз и уничтожил Бачмана с его племенем олбурлик).
По второму пункту - нам хорошо известно (из "Сокровенного сказания" и Рашид ад-Дина) каков был механизм принятия нового имени родом, ответвившимся от основного. Это было принятие имени его родоначальника. Взятие имени по названию чужих гор совершенно маловероятное событие, тем более что в жизнеописании Тутука ПРИСУТСТВУЕТ имя их родоначальника и первого хана орды (причем там утверждается, что он стал первым ханом для всего "государства Кипчак") - "Кун-йан", по-тюркски означающее "образец/пример кунов". И если вспомнить, что волна переселения "кипчакских" племен середины 11 в. состояла (по Марвази, армянским и прочим источникам) из двух главных племенных объединений "кун" и "каи", то тогда - если уж и принимали предки Тутуки новое имя, то только имя "кун". Да собственно как "кун" или "куман" их знали даже на крайнем западе продвижения кипчаков - например венгры.
Но статья Т. Оллсена в целом очень полезная - помимо содержащейся в ней информации и выдвинутых гипотез, она еще раз позволила по новому взглянуть на свои собственные наработки, найти дополнительную аргументацию, лучше вникнуть в события т.н. "Кипчакского похода". Если по последнему у меня в печати (в издательстве Квадрига) лежит новая книга, то по статье Оллсена подумываю написать отклик или рецензию. Вот только куда ее отдать для публикации ?

UPD:  Кстати о кунах и каи - в русских летописях они тоже упомянуты. "Каепичи", кажется (надо уточнить), даже входили в состав "своих поганых". Да и "олберы" из "Слова о полку Игореве" среди "черных клобуков" (своих поганых) тоже интересны - надо бы еще раз по ним поискать-подумать.
Tags: востоковедение, история Руси, орда, свои поганые
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments