Роман Храпачевский (khrapachevsky) wrote,
Роман Храпачевский
khrapachevsky

Category:

"Мы, многонациональный юаньский народ..."

В ходе работы над статьей "Неврюева рать в свете монгольских источников" пришлось внимательно рассмотреть государственно-организационные мероприятия Мэнгу-каана в первый год его правления (в 1251 г.), точнее его первоочередные действия по приведению в порядок государственного управления и формирования действенного госаппарата империи.
Когда статья уже была написана, то вдруг подумалось - а ведь уже в ходе этих мероприятий в составе первого правительства империи, назначенного Мэнгу, отразился сложный состав населения этой империи. Позднее, при Юань, это даже было формализировано в распределении населения по четырем категориям - собственно монголы (и приравненные к ним); "люди с разноцветными глазами" (色目人 сэмужэнь) - т.е. всякого рода иностранцы для Китая (в их названии и отражена главная черта их внешности, нехарактерная для китайцев);  жители Северного Китая, не только собственно ханьцы, но и чжурчжэни и т.д. (漢人 ханьжэнь); и последняя, самая низшая категория - жители юга Китая (南人 наньжэнь). Впрочем, при Мэнгу империя была не тождественна Юань - юг Китая  еще только завоевывался, а на западе от Китая земли империи были пожалуй и больше и населеннее, чем в нем самом (т.е. на Севере и Юге вместе взятых).
Вот и решил я сегодня выписать для примера некоторых основных деятелей этого правительства Мэнгу, с указанием их происхождения:

Болгай - условно говоря, канцлер (ведал имперским секретариатом, руководил управлением провинциями и обладал еще целым рядом полномочий), монгол
Махмуд Ялавач - наместник столичной области Яньцзин (совр. Пекин), хорезмиец
Хай Юнь и Ли Чжи-чан - начальники по делам буддизма и даосизма, соответственно; китайцы

А вот как выглядели представители "многонационального юаньского народа" хорошо видно на фреске (точнее на ее восстановленной/прорисованной копии с оригинала, сохранившегося не в лучшем виде) из храма Гуаншэнсы (пров. Шаньси) юаньского периода - на ней изображен выход к зрителям актеров театра 戲曲 (его еще называют китайской оперой), которые одеты/загримированы под представителей всех категорий народа Юань:



Tags: востоковедение, монголы, синология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments