You are viewing [info]khrapachevsky's journal

Previous Entry | Next Entry

Мамай
Пролистывая источники (при написании статьи о Неврюевой рати) наткнулся на дивные места в грузинском хронографе XIV  в. ("Жамта агмцерели"),
Суть там, если коротко, в том, что монголы, когда первый раз покорили грузин при своем нашествии, то сразу делегировали местным грузинским баям-феодалам, выразившим им покорность, право собирать налоги и доверили отправлять долю монголов (харадж или "выход" по русски) им самим. А монголы вскоре отправились по своим монгольским делам дальше. Прикол случился через несколько лет - когда монголы вернулись, то к ним сразу же заявились все эти грузинские князья-товарищи-баи и притащили кучу бабла и прочего всяческого добра, дескать это ваше, отдаем дань за ...цать лет. А монголы, когда увидели, что этих князей пришло как самих, так и со свитой, огромное множество, то конкретно охренели и решили, что это ловушка (они-то думали, что от сдачи дани все сбегут и их еще искать придется, а потому пришедшая масса ими была заподозрена в недобром) и готовится не иначе как заговор. Начальник монголов поэтому сразу приказал грузинских князей связать и посадить голыми на солнцепеке. И в таком виде стали их допрашивать - "чего удумали на царя, ссуки?!" Однако те твердили, что они, дескать, пришли всего навсего с подарками и просьбой дать им новые ставки налогов. Короче длилось это все безобразие несколько дней - монголы не верили в добровольность сдачи нормативов, а грузины доказывали, что они просто честные и старательные и виновны лишь в том, что хотят предупредить все желания господина начальника. Впрочем, кончилось все хорошо - приехал грузинский начальник к монгольскому начальнику и поручился головой за князей и тех выпустили. И даже выдали им похвальную грамоту, так что те ушли довольные и счастливые. Вот. Все !


На миниатюре XVI в. монгольский хан принимает дань от вассальных правителей.
Ну а кто не верит изложенной истории, пусть посмотрит русский перевод этого Хронографа в издании: 
«Анонимный грузинский ‘Хронограф’ XIV века», Институт этнологии и антропологии РАН, М. 2005

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
[info]dis_brukinson wrote:
Feb. 17th, 2012 10:21 am (UTC)
Да! Вот мы такие - честные!! ;D
[info]khrapachevsky wrote:
Feb. 17th, 2012 10:31 am (UTC)
Но забавный эпизод (если читать сегодня), согласитесь :-)
[info]dis_brukinson wrote:
Feb. 17th, 2012 10:43 am (UTC)
Одно плохо - комментария к тексту "Хронографа" уже не будет ((
[info]khrapachevsky wrote:
Feb. 17th, 2012 10:47 am (UTC)
Неужели Цулая ушел ? :-((
[info]dis_brukinson wrote:
Feb. 17th, 2012 10:50 am (UTC)
Переехал жить в Тбилиси.
Ну и потом - возраст.
[info]khrapachevsky wrote:
Feb. 17th, 2012 10:59 am (UTC)
Ну это понятно... А то я уже подумал о худшем.
[info]anadoluolgy wrote:
Feb. 17th, 2012 10:37 am (UTC)
Развитый этатизм и налоговая культура!
[info]khrapachevsky wrote:
Feb. 17th, 2012 11:00 am (UTC)
В современных терминах история эта выглядит просто разрывом шаблонов :-)
[info]golovastik_lj wrote:
Feb. 17th, 2012 11:04 am (UTC)
ну у монголов видимо Гаир-хан перед глазами как живой стоял. еще не позолоченный
[info]khrapachevsky wrote:
Feb. 17th, 2012 11:19 am (UTC)
Может так. А скорее всего дело в том, что монголы люди были простые и резкие :-)

Edited at 2012-02-17 11:20 am (UTC)
(Deleted comment)
[info]khrapachevsky wrote:
Feb. 17th, 2012 04:33 pm (UTC)
Вы не на базаре - еще один коммент в подобном хамском тоне и вы вылетите из моего журнала. Копрэнэ?

А еще совет - не суйте в качестве источника википедию, а смотрите текст самого источника. Ссылку на его издание я дал, а за фантазии пишущих в Вики я не отвечаю.

Edited at 2012-02-17 04:47 pm (UTC)
[info]thor_2006 wrote:
Feb. 17th, 2012 11:20 am (UTC)
Зашибись история... Вот это, панимаш, культура и цивилизация. Не то что мы, дикие московиты - бунты, панимаш, устраивали, секир башка баскакам всяким делали и прочие безобразия. Рабский народ эти русские, однозначно рабский...
[info]finnian_light wrote:
Feb. 17th, 2012 12:08 pm (UTC)
Несть власть, аще не отъ Бога, сущия же власти отъ Бога учинены суть. :)
[info]iberias wrote:
Feb. 18th, 2012 12:34 pm (UTC)
да,"бунтоватый" народ,аж три сотни лет

Edited at 2012-02-18 01:39 pm (UTC)
[info]saygotakamori wrote:
Feb. 17th, 2012 12:51 pm (UTC)
Странное дело - грузины хранили верность делу Тохтамыша даже после его разгрома на Тереке. А почему не выдали царевича Тохера победоносному Тамерлану, в результате чего последний снова вторгся в Грузию?
на фоне этих событий вышеприведенное верноподданничество ничем особенным не выделяется. Видно были веские причины ставить на Золотую орду.
[info]ecoross1 wrote:
Feb. 17th, 2012 01:04 pm (UTC)
Какие недоверчивые монголы :)

(Deleted comment)
[info]ibicvs wrote:
Feb. 17th, 2012 10:05 pm (UTC)
о, цивилизованный европеец пожаловал
(Deleted comment)
[info]ibicvs wrote:
Feb. 17th, 2012 11:53 pm (UTC)
Надо же, какой высококультурный грузин! Невероятно.
(Deleted comment)
[info]ibicvs wrote:
Feb. 18th, 2012 01:39 am (UTC)
Нисколько не сомневаюсь. О грузинской культурности и грамотности по миру легенды ходят. Как и о несгибаемой грузинской храбрости.

Edited at 2012-02-18 01:39 am (UTC)
[info]dis_brukinson wrote:
Feb. 17th, 2012 10:08 pm (UTC)
мразиш?
(Deleted comment)
[info]saygotakamori wrote:
Feb. 18th, 2012 07:43 am (UTC)
Слово "мразишь" образовано просто и легко от слова "мразь", каковое в свою очередь происходит от цслав. "мерзкий" (Фасмер)
[info]saygotakamori wrote:
Feb. 17th, 2012 11:36 pm (UTC)
Тем же концом по тому же месту. Отдых в самом разгаре лол.
[info]su_cho_nok wrote:
Feb. 18th, 2012 01:19 am (UTC)
"так и со свитой, огромное множество" - кому война, а кому мать родна
[info]khrapachevsky wrote:
Feb. 18th, 2012 03:12 pm (UTC)
Чистку провел
Хамов отправил назад на их помойки.

"Не шалите!" (с) к/ф "Республика ШКИД"
[info]ibicvs wrote:
Feb. 18th, 2012 08:01 pm (UTC)
Жаль, я тут хотел методологию эльфинга испытать в боевых условиях :D
[info]khrapachevsky wrote:
Feb. 19th, 2012 08:59 am (UTC)
Это будет жестокое обращение с животными :-)))
"Мы же не звери, не леопарды какие!" (с)
[info]anadoluolgy wrote:
Feb. 24th, 2012 02:58 pm (UTC)
Более ранние армяно-грузинские источники интерпретируют этот эпизод совершенно иначе . Грузинские князья на пиру напились и стали бахвалится кто сколько всадников может выставить . А когда все посчитали ,то по пьяне стали орать что с такой силой и монголов могут победить . Монгольскому наместнику это донесли и князей быстро схватили да стали допытыватся насчет заговора.
У Киракоса:
[quote]И когда они (князья) выпили вина, то расхрабрились и некоторые из них, недостаточно благоразумные, стали говорить: «Почему это мы повинуемся им, имея такое большое войско? Давайте нападем внезапно на них, разобьем и сотрем их [с лица земли], возьмем в свои руки страну свою»1. Но великий ишхан Аваг воспротивился этому намерению, а татарские воины, находившиеся в тех местах, услыхали об этом и сообщили [своим] начальникам. И когда воины князей разъехались каждый к себе, тогда они (татары), вооружившись, хотели истребить всех без исключения. И захватили князей, которых обнаружили ....
И действительно, вскоре приехал ишхан Аваг и доказал им свою преданность с помощью многих свидетелей. Прибыли к ним также царь Давид и другие князья. [Татары], по обычаю своему, крепко связали всем руки и ноги тонкой бечевой и продержали их в путах три дня, издевались над ними и поносили их за надменность и мятежные думы. Затем, отобрав всех коней и [взяв] выкуп, отпустили их........
[/quote]
[info]khrapachevsky wrote:
Feb. 24th, 2012 03:38 pm (UTC)
Да, я знаю про версию Киракоса Гандзакеци. Но ведь я не исследование этого эпизода писал, а свои впечатления от прочтения конкретного источника - Жамта агмцерели.
Ну а то, что это грузинский источник, какбэ заранее отметает возможное возмущение армянскими версиями и дискредитацию Киракоса как предвзятого армянина, злопыхающего на грузин :-)))
[info]anadoluolgy wrote:
Feb. 24th, 2012 04:01 pm (UTC)
:)
( 29 comments — Leave a comment )